История празднования "Нового года" на наших землях

История празднования "Нового года" на наших землях

Празднование Нового Года (2022год)

Добрый день (вечер). Сегодня одесситы, как и большая часть жителей нашей планеты, готовятся к празднованию Нового Года. А откуда в нашу страну, в наш народ, пришёл обычай праздновать Новый Год именно с 31 декабря на 1 января? Для ответа мы предлагаем вам окунуться в исторический экскурс и немного разобраться в истории современного календаря. 

Древние народы для составления своих календарей брали за основу солнечный (Древнеегипетский, ассирийский, индейцев майя, юли­ан­ский ка­лен­дарь, гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь) и лунный (у арабских народов) циклы. Лунный календарь является более древним, но недостаточно точным, поэтому со временем переходили на лунно-солнечный календарь. Такой использовали в Месопотамии, Китае, Греции, ряде стран дальнего Востока и главное в Иудее, т.е. в Ветхозаветной Церкви.

Кстати в разных цивилизациях за основу точки отсчета календаря также брали разные даты и разные эры: в Израиле счёт времени вели от сотворения мира,  в Риме от легендарного основания Рима (753 г. до Р.Х.).  В иных древних цивилизациях календарь мог начинаться со вступления на престол нового царя или фараона.

Согласно библейского Предания Бог окончил творить наш мир в марте. Интересно, что у ряда древних народов начало весны, когда все оживает, и было началом нового года. Этот обычай существовал и у древних славян.

Древнеримский календарный год можно отнести к солнечному календарю. Он также начинался 1 марта.Три  года содержали по 365 дней, а каждый четвёртый 366 дней. Но когда римский консул и диктатор Гай Юлий Цезарь провёл календарную реформу, то с 45 г. до Р.Х. римский год стал начинаться уже с 1 января.

«Юли­ан­ское сто­ле­тие при­ня­то в ка­че­ст­ве од­ной из основных еди­ниц вре­ме­ни в ас­тро­но­мии и ис­поль­зу­ет­ся в фун­даментальных фор­му­лах учё­та пре­цес­сии, фор­му­лах, свя­зы­ваю­щих звёзд­ное и все­мир­ное вре­мя, и т. д.»[1]

Перед Рождеством Христовым Иудея вошла в состав Римской империи, и хоть Израиль хранил свой богослужебный календарь, все же гражданская жизнь иудеев, а позже и первых христиан, стала протекать на фоне римского календаря. Со временем к юлианскому календарю молодая Церковь стала приурочивать и события связанные с жизнью Иисуса Христа и другие Церковные события.В 325 году на I Все­лен­ском со­бо­ре юли­ан­ский календарь был положен в основу богослужебного цик­ла христианской Церкви.

В X веке с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва в Древ­ней Ру­си также был принят юли­ан­ский календарь и византийская традиция отсчёта лет от сотворения мира. В отличие от  Византии, где началом года начали считать 1 сентября, на Руси было более распространена дата 1 марта. С  конца XV века верх взяла византийская традиция празднования Нового года в сентябре (эта практика сохраняется и поныне в УПЦ, на что указывает дата богослужебного календаря, когда мы отмечаем день «церковного индикта» или «церковное новолетие» 1 сентября по старому стилю или 14 сентября по новому стилю). Когда часть украинских земель входило в состав княжества Литовского с XIV века гражданский Новый год здесь одними из первых в Европе начали отмечать именно с 1 января. В 1700 году ука­зом Пет­ра I в Рос­сии был вве­дён счёт вре­ме­ни от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва и на­ча­ло го­да пе­ре­не­се­но на 1 ян­ва­ря: пред­пи­сы­ва­лось день по­сле 31 де­кабря 7208 года от со­тво­ре­ния ми­ра счи­тать 1 ян­варя 1700 года от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. На то время левобережная и центральная часть современной Украины (Гетьманщина) входила в состав Российской империи и также приняла «новую» дату Нового года.

Тро­пический год ко­ро­че юли­ан­ско­го на 0,0078 средних сол­неч­ных су­ток. При­мер­но за 128 лет рас­хо­ж­де­ние юли­ан­ско­го ка­лен­дар­но­го го­да с тро­пическим го­дом со­став­ля­ет 1 су­тки. Это оз­на­ча­ет, что мо­мент про­хо­ж­де­ния Солн­ца че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия за 128 лет пе­ре­дви­га­ет­ся на 1 сутки на­зад, а за 400 лет - на 3 суток. Впер­вые это сме­ще­ние заметил святой Беда Дос­то­поч­тен­ный в конце VII века. К концу XVI века эта разница составляла  уже 10 суток.

В 1582 году па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XIII бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма календаря (для этого был привлечён к работе итальянский астроном Луиджи Лилио). Для ком­пен­са­ции рас­хо­ж­де­ния между юлианским и тропическим годом в 1582 году день по­сле 4 ок­тяб­ря  бы­ло ука­за­но счи­тать не 5, а 15 ок­тяб­ря. На сегодняшний день григорианский календарь (в нашей церкви его еще называют новостильным календарём) частично или полностью используют практически во всех странах мира кроме Эфиопии, Афганистана, Непала и Ирана. Греция, Турция, Египет перешли на новый стиль только в XXвеке, а Саудовская Аравия только в 2016 году.

На Украинских землях этот новый стиль был официально введён только в 1918 году (в части Западной Украины входившей в состав Речи Посполитой  григорианский календарь был  введён  ещё в конце 16 века).

Также в XX веке большинство Поместных Православных Церквей перешли на так называемый «новый стиль» или вернее новоюлианский календарь, который совпадёт с григорианским около 2800-го года. Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская Церковь и святая гора Афон остались традиционно с юлианским календарём.

Однако григорианский календарь (новый стиль) немного длиннее тропического года и поэтому также не является объективно точным. Поэтому сегодня ученые работают над созданием универсального «Всемирного календаря».

На сегодняшний день христианин живёт по двум календарям. В своей гражданской жизни мы подчинены григорианскому календарю (новый стиль) и по нему отмечаем сегодня Новый год с 31 декабря на 1 января. Однако в своей религиозной жизни христианин вместе с Церковью совершает свой земной путь к Богу приурочивая священные для нас даты к юлианскому календарю (старый стиль), это значит что он остаётся для нас с вами более приоритетным. Разница между этими двумя календарями на сегодня составляет 14 дней. По этому так называемый Старый Новый год наступит на 14 дней позже.

         Для нас «Новый год» это естественное астрономическое событие, когда наша многострадальная от человеческой деятельности планета облетела ещё один круг вокруг Солнца и мы вместе с ней. И здесь уже маловажно по какому календарю мы это вычислили. Но это значит, что наша жизнь по милости Божией продолжается, а значит надо работать дальше и для блага наших близких и для своего спасения.

Однако мы не видим проблемы встретить гражданский Новый год как семейный праздник. Это возможность собраться всей семьёй за одним столом, поблагодарить Бога за прошедшее время и подвести какие-то итоги. Однако христианину необходимо не забывать, что Рождественский пост продолжается, а значит праздничный стол должен быть соответствующим.

Желаем вам в новом году новых свершений, здоровья духовного и телесного, долгих лет жизни и помощи Божией в ваших добрых начинаниях.

Протоиерей Иоанн Броварный

08:47
237