Как часто нужно причащаться и нужно ли вообще?

Как часто нужно причащаться и нужно ли вообще?

Как часто нужно причащаться и нужно ли вообще?

Вот такой вопрос приходится слышать сегодня от верующих людей. На самом деле вопрос замечательный, потому как многие, кто считает себя православными христианами, вообще этим вопросом не задаются.

Из Евангелия нам хорошо известно, что Таинство Евхаристии или Святого Причастия установил Сам Господь Иисус Христос в Сионской горнице за день (Церковное предание зафиксированное в Богослужении гласит,  что это произошло в четверг) до Своего распятия (в пятницу). Здесь же Иисус заповедал своим ученикам: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19), т.е. апостолы должны повторять эту трапезу, но как часто. Может только раз в год, в тот самый день и довольно?

Ответ мы находим в Библии, в Церковном Предании и  истории первых христиан. Думается, что самый лучший вариант будет рассмотреть это вопрос хронологически. Сам Господь Иисус Христос говорит однажды своим ученикам и иудеям:

«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». (Ин.6,48-55)

«…здесь Христос хочет сказать только, что вкушение истинного небесного хлеба дает человеку возможность после смерти воскреснуть к вечной жизни…В этих словах Христос представляет Плоть Свою, человечество Свое, с одной стороны как искупительную жертву за мир, с другой – как пищу, дающую верующим живот вечный, подобно тому как в скинии и храме были хлебы предложения, которые приносились как жертва Богу и которые потом предоставлялись в пищу священникам. Здесь, таким образом, дается самое ясное обетование касательно Евхаристии. В ней верующие будут вкушать самую Плоть Христа или самое Тело Его (прот. Малиновский. «Православное догматическое богословие», т. IV, с. 134)».[1]

«Если не уверуете, (то и совсем) не уразумеете» (Ис. 7:9). Итак, наперед вкоренив в себе веру, потом уже надлежало приступать к разумению того, чего они не знали, и исследование не должно являться раньше веры…Совершенно непричастными и чуждыми жизни святой и блаженной остаются те, которые чрез таинственное благословение (Евхаристию) не приняли Иисуса».

Свят. Кирилл Иерусалимский (IV в. по Р.Х.)

Само же таинство Евхаристии (с греч. Ευχαριστώ,- благодарю),  или Святого Причастия (иметь некую часть от целого или в целом) УСТАНОВИЛ САМ Иисус Христос НА ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ В СИОНСКОЙ ГОРНИЦЕ В ИЕРУСАЛИМЕ: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,26-28) «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19).

Главная мысль для нас в этом отрывке в том, что апостолы должны повторять эту трапезу. И действительно, так они и делали. Вот что мы читаем в исторической книге Библии, в книге Деяний (дел) святых апостолов в I в. по Р.Х.:

«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляяпо домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2,44-46). Первые христиане вместе с апостолами, будучи фактически все иудеями, собирались поначалу часто в Иерусалимском храме, а затем отдельно по домам, либо в одном доме с апостолами  совершали уже совместную трапезу,- АГАПУ или вечерю любви, которая заканчивалась всеобщим преломлением хлеба и общей чашей вина, т.е. Святым Причастием.  Важно, что причащались некоторые каждый день.

«Из указанных мест Дееписателя можно заключить, что в самые первые времена христианства были двоякого рода вечери любви (греч. αγάποι): такие, которые совершались в разных домах, и следовательно – отдельными обществами верующих (по преимуществу в Иерусалиме), и такие, которые в известные дни, именно воскресные, совершались всем собранием верующих. Вечеря открывалась и завершалась молитвою и омовением рук. Во время самой вечери пелись псалмы и другие священные песни, читались и толковались отрывки свящ. Писания.

Вначале вечери любви были очень распространены, и вместе с Евхаристиею совершались весьма часто, почти ежедневно.Но уже в первые века христианства были Церкви, в которых не видно и следов этих вечерей».  [2] (проф. Лопухин).

Агапы еще не были собственно говоря Причастием, но общей трапезой собравшейся общины, однако на этих трапезах, всегда совершалось это таинство Евхаристии, причем в конце. [3]

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян.20,7). Первым днём недели у иудеев был первый день после субботы, — наше современное воскресенье. В этот день апостолы старались всегда собираться вместе в Иерусалиме и совершать Богослужение, где после молитвы бывала Евхаристия.

«Ибо, во-первых, слы­шу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают раз­деле­ния, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и раз­номыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Го­с­по­дню; ибо всякий по­спешает пре­жде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивает­ся» (1 Кор.11,18-21).

В этом отрывке нас интересует информация о том, что коринфские христиане (Греция) постоянно собираются в Церквах, т.е. в своих общинах и совершают вечерю Господню, которая заканчивалась всеобщим Причастием.

«В апостольской Церкви по вечерам христиане собирались в какое-либо подходящее помещение и здесь совместно ужинали теми кушаньями, какие каждый приносил с собою. Таким способом хотели поддержать воспоминание о тайной вечери, в которой Господь Иисус Христос проявил особенную любовь Свою к Апостолам (Ин. 13) и в конце которой Он установил святое таинство Евхаристии. Эти ужины, в заключение которых совершалось таинство Евхаристии, назывались «вечерями любви» или, кратко, "любвями" – агапами (Иуд.1:12)Поэтому-то довольно скоро было установлено, чтобы самое таинство Евхаристии совершалось пред вечерею любви, чтобы не дать повода невоздержным приступать к приобщению после того, как эти наелись и напились»  [4](проф. Лопухин).

Из древней истории Церкви мы знаем, что христиане постоянно пребывали в общении друг с другом на Богослужениях. В первые века христианства, во времена гонений, они часто собирались по ночам в укромных местах. Служба порой продолжалась до рассвета и заканчивалась Святым Причастием. Это было физически трудно, но другого выхода не было. Когда христианство в Римской империи получило статус «легальной» религии, то христиане получили возможность собираться свободно в любое время. Для удобства единая ночная служба была разделена на вечер и утро, и в то же время, по человеческой слабости, уже в IV в. по Р.Х. изрядно сокращена свят. Василием Великим, а немного позже и свят. Иоанном Златоустом. Однако ядром собраний верующих, ядром Богослужения и жизни всегда оставалось Святое Причастие. По этой причине уже с первых веков даже издавали указы согласно духовной жизни непричащающихся:

Правила святых Апостолов (составлены не позже IV в. по Р.Х.), Правило 9: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного».

Правила Антиохийского Собора (341г. по Р.Х.),Сирия.

Правило 2: «Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном».

Правила Сардийского Собора (343 г. по Р.Х.), городе Сардик, или Сердик, ныне болгарской столице Софии. 

Правило 11: «…При сем воспомяните, что в предшествовавшее время Отцы наши определили: если кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресных дня, в продолжение трех седмиц, не придет в собрание, да будет удален от общения церковного…». Т.е. это правило существовала В Церкви гораздо раньше IV в., а значит имело в нем необходимость уже тогда.

Письмо 89 (93) святителя Василия Великого (IVв. по Р.Х.) к Кесарии, жене патриция, о приобщении (Причастии). Одобряя ежедневное приобщение Святых Тайн, извещает, что в Кесарии (область Каппадокия, юго-восток современной Турции)совершается оное четырехкратно в неделю, и отвечает на вопрос, позволительно ли мирянам приобщаться из своих рук дома. (Писано около 372 г): «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого. А что нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственной своею рукою, излишним было бы это и доказывать, потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня Причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть или вдруг многие части». Стоит уточнить, что обычай причащать самих себя дома действительно был древний и зиждился на возможности хранить у себя дома Святые Дары (Причастие) взятое у священника из храма. Однако позже, ради приличия и уже не имея в нём необходимости (необходимость была во время гонений, когда в любое время тебя могли придать смерти за Христа, но тыл имел возможность быстро причаститься сам) он был упразднен. Хотя в Православной Церкви остаётся обычай причащать на дому тех, кто хочет но не уже не может сам прийти в храм. Для нас в этом письме важно указание на частое причастие паствы святителя Василия.

Правила VI Вселенского Собора (680г. по Р.Х.),Константинополь.

Правило 80: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». Т.е. человек, который без уважительной причины не причащался хотя бы раз в три воскресенья, то он удалялся от церковного общения, предавался церковному наказанию до полного покаяния и личного исправления. В VII в. святые отцы находят необходимым продолжать соблюдать и контролировать древнее правило о стабильном причастии мирян.

Мы видим, что в разное время и в разных частях Римской империи Церковь имела один взгляд на Святое Причастие:необходимость и стабильность для каждого христианина желающего спасти свою душу.

Сегодня Православная Церкви продолжает сохраняться уверенность в том, что Святое Причастие Тела и Крови Иисуса Христа является центром нашей церковной и частной жизни. В Православии веруют, что хлеб и вино в чаше есть РЕАЛЬНО ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТА, только лишь видимо, по нашей человеческой немощи, остаются под видом хлеба и вина. Это САМ ХРИСТОС.

«Дело Святого Причащения есть дело жизни, — учит святитель Феофан Затворник, — Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе, Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53[5].

Автор статьи: протоиерей Иоанн Броварный

 

 

 

 

 

 

 

[1] Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. М.: ДАРЪ, 2009. Т. VI: Четвероевангелие. С.1067-1068

[2] Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Но вого Завета под редакцией А.П. Лопухина. В 7-ми т. Изд. 4е. — М.: ДАРЪ, 2009. Т. VII: Деяния; Соборные послания; Откровения Иоанна Богослова. С. 32-33

[3] Мы не будем в этой статье вдаваться в подробности «взаимоотношений» агап и Евхаристии, ведь позже первые могли и не включать в себя Причастие, а через несколько столетий и вовсе упраздниться или быть переосмысленными и остаться лишь в некоторых богослужебных обычаях. Однако исчезновение агап (собственно трапез) или их отдельность от Причастия не говорит о прекращении Церковью творить «вечерю Господню» установленную в Сионской горнице, минимум один раз в неделю (воскресенье).

[4] Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. В 7ми т. Изд. 4е. — М.: ДАРЪ, 2009. Т. VII: Деяния; Соборные послания; Откровения Иоанна Богослова. С. 694-695

[5] Феофан, еп. О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М., 1909. С. 270.

13:46
497