Современный "Хеллоуин", - день всех святых или мракобесие?

Современный "Хеллоуин", - день всех святых или мракобесие?

Это уже не безизвестный праздник для православного человека, с каждым годом набирающий популярность  у восточных славян в последние десятилетия. Скажу по себе. Сейчас мне 31 год. В свои школьные годы я о таком празднике даже не слыхал, а теперь его атрибутикой старается украсить свое дело практически каждый магазин и ресторан. Более того мы видим как в отдельных случаях трудами "неравнодушных"  к нему приобщают  детей  в качестве невинных развлечений. Случайность ли? Православный человек твердо знает, что случайностей, как и удачи, не бывает, но все происходит по воле Божией или по Божиему попустительству из уважения к человеческой свободе. Т.е. когда человек хочет зависти дружбу со злыми духами это его выбор и Бог в большинстве случаев ему в этом не мешает. Но причем тут Бесы? Название данного праздника ведь переводиться как "День всех святых", "Вечер всех святых", ну или что либо подобное связанное со святостью. А почему тогда люди не переодеваются в святых и добрых духов? Здесь, думается, нам необходимо обратиться к истории этого праздника.

"Хэ́ллоуи́н[6] (или Хе́ллоуи́н; англ. Halloween, All Hallows' Eve или All Saints' Eve)[7] — современный международный праздник[8], восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии[7][9][10]. Отмечается каждый год 31 октября, в канун Дня всех святых[11]. Хэллоуин традиционно празднуется в Западной Европе и Америке, хотя официальным выходным днём не является. С конца XX века, в ходе процесса глобализации, мода на атрибутику Хэллоуина возникла также в большинстве стран Восточной Европы и в СНГ. Хэллоуин неформально отмечается в некоторых других странах, имеющих тесные культурные связи с США или Великобританией, например, в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии, в ряде островных стран Океании...

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «Хэллоуин» впервые упоминается в XVI веке как шотландское сокращение английской фразы All-Hallows-Even (с англ. — «Вечер всех святых», even — сокращение от evening («вечер»); по-шотландски читается как «хэллувин»). Так в то время называли ночь перед Днём всех святых[12]. Хотя словосочетание All Hallows можно найти ещё в староанглийском (ealra hālgena mæssedæg — «День всех святых»), фраза All-Hallows-Even не встречается в письменных источниках до 1556 года[12]...

Историк Николас Роджерс, изучавший истоки Хэллоуина, отмечал, что, несмотря на попытки связать его происхождение с древнеримским праздником Паренталий (от parentes — родители), который праздновался 13-21 февраля, прообраз Хэллоуина, вероятнее всего, зародился только с появлением кельтского языческого празднества Самайн, празднование которого длилось семь суток — по трое суток до и после самого Самайна в ночь на 31 октября, описание которого появляется в староирландской литературе начиная с X века. Название этого праздника произошло от староирландского слова Samhain, которое означало «конец лета» и впоследствии превратилось в ирландское название месяца ноября[13][14]. Таким образом, схожесть кельтского и римского праздников скорее связана общим индоевропейским происхождением кельтов и латинян.

Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. В то же время нет никаких доказательств того, что в языческие времена праздник имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного[15]. В 601 году папа Григорий I проинструктировал миссионеров не бороться с языческими праздниками, а обращать их в христианские — по его замыслу, это должно было способствовать христианизации Северной Европы. К VIII веку праздник Самайн стал Днём всех душ и Днём всех святых (1 ноября), в который разговаривать с умершими считалось с точки зрения религии вполне допустимым[16]. Подобное взаимопроникновение гэльских традиций и христианских обрядов начало формировать первые зачатки Хэллоуина[17]. Лишь спустя два века после утверждения Дня всех святых (примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства) — на рубеже X—XI веков, — в записях монахов наблюдается смещение в восприятии Самайна в сторону тёмного языческого праздника, связанного со смертью[15].

С этого момента начинается преемственное развитие двух праздников. Как и Самайн, Хэллоуин традиционно отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. В Шотландии и Ирландии Самайн носил название Oidhche Samhna и Oíche Samhna (на шотландском и ирландском соответственно), и современные носители гэльских языков по-прежнему обозначают Хэллоуин словами Oíche/Oidhche Samhna. До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках[18][19]. На следующий день после католического Дня всех святых (2 ноября) празднуется День всех усопших верных. В православных церквях празднование Дня всех святых приходится на первое воскресенье после Дня Святой Троицы.

Спустя время, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хэллоуин популяризовался и там[20].

Примерно в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью 31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать ролевые костюмы и носить с собой «светильник Джека» появился только на рубеже XIX и XX веков, причём в обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения[21]". Информация взята: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%B8%D0%BD

Подитожим:

1. Происходит этот праздник от тех древних кельтов, которые населяли тогда территорию современной Ирландии, Шотландии и, возможно, часть северной Франции (ареал распространения всех кельтских  племен был более масштабный). А почему бы нам славянам не праздновать еще разные праздники других народов мира:  китайские (китайский новый год), индусские (Холи,-праздник красок), африканские (FESTIMA,- праздник масок) и др.?

2. Корни праздника уходят в языческое прошлое этих народов, т.е. изначально это языческий, а не христианский праздник.

3. Да, действительно. Часто бывало, что христианские миссионеры переосмысливали языческие обряды в свете христианского учения, дабы не потерять внимание прозелитов по понятным причинам трепетно относящихся к наследию своих предков. Христиане заменяли языческое название и символизм праздника, порой оставляя дату неизменной. Т.е. оставляли форму, но давали ей новое содержание. 

4. Праздник был связан то ли со смертью и культом предков, то ли с окончанием сельскохозяйственной деятельности, а возможно и все вместе.

5. Изначально праздник назывался САМАЙН, в христианском переосмыслении получил название, которое сегодня звучит в сокращенной форме как — ХЭЛЛОУН или ДЕНЬ ВСЕХ  СВЯТЫХ.

6. Символизм праздника, выражающийся в определённых «украшениях» и костюмах сплошь пропитан насилием, страданием, попыткой испугать и навести ужас на ближних, потусторонним миром злых духов и прочей нечести. Причем нетрудно заметить антиномию контраста зловещих образов с непринуждённостью улыбок и веселия.

7. Вера в то, что устрашающие образы отгоняют злых духов (например светящаяся «голова Джека» вырезанная из тыквы) не выдерживает никакой критики со стороны христианской Церкви по причине полного абсурда подобных заявлений. Мне, как священнику еще приходилось слышать утверждения от людей, что злых духов еще отгонят ненормативная лексика и чем изощрённей выражения, тем лучше. Что здесь сказать?.. Видимо подобные убеждения уходят в один корень.

8. Элементы колдовства и различных поверий, к которым могут прибегать молодые люди в стремлении открыть для себя будущее (замужество).

9. Главной целью праздника в современном мире является желание как можно больше напугать знакомых и незнакомых людей. Не могу вспомнить подобных аналогов в христианской традиции.

10. Особый интерес мировой экономики как можно больше раскрутить данный «праздник» наводит на мысль о конкретной цели,-  как можно большее число людей должно принимать активное или пассивное участие в данных «безобидных» мероприятиях.

11. Иногда люди в маске на фоне общего маскарада да еще порой в состоянии нарко или алкогольного опьянения могут позволить себе лишние или вовсе недопустимые вещи, когда становиться по-настоящему страшно, но ты так и не можешь до конца понять это шутка или тебе хотят реально навредить.

12. Наряжая себя и своих детей в тематические костюма хеллоуина какую позитивную цель несёт этот праздничный маскарад и подобные мероприятия? Научиться не бояться злых духов и смеяться в лицо смерти? Но мы прекрасно пониманием, что если Господь попустит кому либо увидеть беса, то холодный ужас покроет каждого и спасет от него только Бог, а не дурацкая маска или гримаса на лице. Касательно смерти. Христиане учатся не бояться смерти всю жизнь путем благочестия и стремления быть с Богом, когда в твоем сердце Господь насаждает твердое желание всегда быть с Ним. И тогда смерть уже не ужас и плач, но приобретение. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил.1,21). Ведь не здесь наше отечество, но Бог нас создал для Царствия Небесного. Однако именно на земле решается вопрос твоего «небесного гражданства». «Ты то, что ты есть».Нарядившись в злого духа неужели ты становишься похожим на небесного гражданина?

13. Может ли кто из нас представить, что бы Иисус Христос нарядился в подобные одежды или попросту развлекался с нами рядом в такой «компании»?

Вывод: Западно-католическая Церковь на заре христианства внесла свои коррективы в праздник САМАЙЛ, однако на сегодняшний благодаря маркетинговому подходу к данному дню календаря, мы видим что современный и известный нам праздник ХЕЛЛОУИН пошел по своей широкой дороге, выйдя за границы Церкви. Этот путь мало схож с «тесными вратами и узким путем» спасения. Посему православному христианину нечего делать в подобных развлечениях. И даже невинный обет в этот день в ресторане, или маленький сладкий стол для детей украшенном хеллоуинской атрибутикой заставит совесть христианина трижды подумать, прежде чем согласиться на такое. Не говоря уже о принятии участия в массовых развлечениях посвященных параду всякой нечести.

Автор статьи: протоиерей Иоанн Броварный

15:34
470